Музей Бардо в Тунисе — хранитель истории цивилизаций
Музей Бардо мало знаком туристам до того, как они его посетят. Зато после его посещения музея считают, что это одна из главных и обязательная для посещения достопримечательность страны!
Музей занял почетное шестое место в списке самых красивых музеев, составленном авторитетной и одной из старейших газет Италии Corriere della Sera. Еще бы, ведь он хранит самую большую в мире коллекцию мозаик римского и византийского периода, а также огромную коллекцию римских статуй: 50 залов и галерей!
Национальный музей Бардо находится в пригороде столицы Туниса — Ле Бардо. Это один из важнейших музеев Средиземноморья и второй по размеру музей в Африке. Посетив его, можно познакомиться с историей и искусством тунисских земель, начиная еще с основания Карфагена. Это как раз тот случай, когда искусство может увлекательно и образно поведать историю.
Как появился музей?
Музей Бардо находится в комплексе зданий дворца Бардо, название его переводится как “сад” или “луг”. Сам дворец построен еще в 15 веке (по другой версии — в 13) андалузскими мастерами для арабской династии Хафсидов. Его красотой восхищались побывавшие в Африке европейцы и в 18, и в 19 веках. Правда, в 19 веке дворец перестал быть резиденцией, здесь располагались различные государственные учреждения — монетный двор, школа курсантов.
Сам комплекс дворца состоит из нескольких построек, некоторые из которых появились чуть позже, как, например, Большой дворец, построенный уже в конце 19 века. Сейчас в части зданий располагается правительство.
Когда в 1881 году территории страны оказались во владениях колониальной Франции, европейские археологи начали обширные раскопки по всему Тунису. Они нашли тысячи артефактов, великолепные античные мозаики и статуи — свидетельства расцвета искусств на этих территориях, предметы, рассказывающие о повседневной жизни тунисцев и римлян. Тогдашний правитель Туниса Али III Бей запротестовал против вывоза ценностей из страны и отдал французам дворец в Бардо, который назвали тогда “Музеем Алауи”. Сюда стали свозить найденные артефакты на хранение.
Официальной датой открытия музея считают 7 мая 1888 года. Со временем музей расширялся, ему передавали все новые здания, потому что тунисская земля богата на памятники истории, и раскопки там не прекращаются и по сей день.
Кстати современное название — “Музей Бардо” — он получил уже после обретения Тунисом независимости, в 1958 году. В 2010-х музей был обновлен и реконструирован, и сегодня поражает посетителей не только коллекцией, но и великолепием убранства.
Коллекция музея Бардо
Как уже было сказано, в музее собраны памятники истории нескольких цивилизаций. И если предметы искусства античности многим неплохо знакомы, пусть не вживую, но уж точно по фотографиям и фильмам, то артефакты периода расцвета Карфагена — большая редкость и гордость музея.
Сами экспозиции музея разделены на несколько блоков, в соответствии с историческими периодами или важными событиями в период изучения тунисских земель историками.
- Пунический период
Это самая ценная коллекция музея, которая связана с историей Карфагена до его разрушения римлянами. Римляне стерли с лица земли почти всю карфагенскую культуру, уничтожая вместе с памятниками и свидетельства о быте, религии и даже облике жителей могущественного некогда государства Карфаген. Именно благодаря римлянам, карфагенян считают жестокими язычниками, приносившими в жертву богам младенцев. Так ли это, ученые выясняют до сих пор.
Так, один из ценных экспонатов коллекции — стелла, где изображен жрец с ребенком на руках. Некоторые считают этот памятник доказательством жестокого культа карфагенян. Интересны терракотовые погребальные маски с яркими эмоциями на лицах, статуи богов, от самых маленьких, в 20 см, до крупных, в человеческий рост, пуническая керамика, украшения и даже доспехи.
- Античный период
В залах античности множество статуй — боги, герои и императоры встречают посетителей в величественных позах. Некоторые, правда, не могут поприветствовать гостей, ведь у них нет голов — повод для смущения и многочисленных вопросов от туристов. Все дело в том, что головы часто крепились на штырях и со временем, при транспортировке или при неаккуратном обращении, статуи оставались без головы. Впрочем, головы часто лежат тут же рядом в самом музее.
Кстати, другая версия — приход мусульман, якобы они рубили головы античным идолам, т.к. изображения в исламе запрещены. Им же приписывают и повреждения на античных мозаиках, у некоторых из которых будто выцарапаны глаза.
Античные мозаики — одно из самых красивых и захватывающих зрелищ в музее Бардо. Любуясь ими, можно не только оценить мастерство античных художников, но и больше узнать о жизни, быте и верованиях римлян.
Один из самых ценных экспонатов — мозаика Вергилия, где древнеримский поэт изображен в окружении муз. Это изображение является старейшим портретом Вергилия и было создано не позднее 3 века н.э.
Обратите внимание на мозаичные морские атласы: подробное изображение подводных обитателей с подписями — удивительный и редкий экспонат. О нем обязательно обязательно рассказывают на экскурсии:
- Исламское искусство
В залах исламского искусства представлены как исторические памятники, относящиеся к средневековью, так и современные экспонаты, рассказывающие о об исламской культуре и вере.
В этих залах можно узнать и даже прочувствовать, как жил Тунис долгие века после прихода сюда арабов, когда начинается строительство мечетей, мощных городских крепостей — медин, и рибатов — центров суфийской культуры.
В коллекции можно увидеть и рельефы из Большой мечети Кайруана — когда-то главной мечети страны, и музыкальные инструменты, и предметы быта, и великолепное собрание арабского оружия. Самый ценный экспонат — листы Синего Корана с золотой каллиграфией, найденные в древней столице Туниса Кайруане.
- Зал морской археологии
В 1907 году на дне Средиземного моря недалеко от берегов города Махдии было обнаружено античное судно со множеством произведений искусства на борту. Обнаружил корабль Жак Ив Кусто, положив тем самым начало морской археологии.
Находка была ошеломительной! Античные статуи, в том числе бюст Афродиты, статуя Диониса и других божеств, бронзовая мебель, архитектурные элементы, колонны и капители, которые ушли на дно еще в 1 веке до н.э.
Предположительно, судно везло произведения искусства из Греции, Италии и с Сицилии для римских покупателей на африканском побережье, но попало в шторм. Пролежав на дне практически 2000 лет, многие скульптуры пострадали от морских солей, но все-таки была возможно восстановить их облик и оценить ценность находки.
В музее Бардо предметам с греческого корабля выделен особый зал.
- Интерьеры самого дворца
Убранство дворца поражает: стены, украшенные майоликой, самобытная арабская архитектура, резной декор. В залах хочется задержаться подольше и фотографировать все подряд.
Некоторые залы демонстрируют быт, например, жизнь гарема, под который отведено отдельное помещение. Здесь будто ощущается присутствие наложниц: в центре стоит огромная кровать с балдахином и шелковым бельем, вокруг аутентичная мебель. Особую атмосферу подчеркивает и великолепное убранство зала.
Зачем идти в музей Бардо?
Музей Бардо, в первую очередь, понравится любителям истории, но не только. Великолепие интерьеров, их убранство и декор восхищают даже далеких от искусства и исторической романтики посетителей. Прочувствовать атмосферу, прикоснуться к культуре, немного понять страну, в которой отдыхаешь, здесь можно лучше всего. Музей Бардо демонстрирует удивительное переплетение традиций и культур — финикийской, античной, африканской, арабской.
Некоторые мозаики могут стать эдаким живописным рассказом о буднях и развлечениях римлян. Например, мозаика, изображающая бои с гладиаторами, демонстрирует правила этого всемирно известного античного развлечения, а также может развенчать некоторые мифы. Так, здесь показано, что в боях были судьи, а гладиаторы очень редко сражались насмерть. Другие мозаики рассказывают, как выглядели и одевались римляне, что можно было встретить на их столах во время пиршеств. А залы исламского искусства помогут лучше понять народ, который сейчас населяет страну: что им дорого, что для них священно, а что неприемлемо.
В конце концов, в музей идут потому же, почему посещают Лувр в Париже или Эрмитаж в Петербурге — “окультуриться”, прикоснуться к прекрасному, побывать совсем в иной обстановке и атмосфере. Музей Бардо — яркое свидетельство самобытности и богатства тунисской культуры.
Советы посетителям
Музей Бардо можно посетить в рамках экскурсии в древний Карфаген: Карфаген – Сиди Бу Саид – музей Бардо с обедом.
Музей лучше посещать с гидом — картинка будет ярче, а логика экспозиции понятнее. Наши гиды расскажут вам и о великих сражениях, и о самых ярких произведениях искусства в музее, и о том, как жили карфагеняне, римляне и арабы тысячелетия и столетия назад.
Летом музей Бардо открыт с 9 до 17 часов, зимой (01.10. – 30.04.) — с 9:30 до 16:30, выходной — понедельник и мусульманские праздники.